Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Россия, Красноярский край,  Ачинск, ул. Свердлова, 17
Наш адрес
+7 (39151) 5-40-43
+7 (39151) 5-40-52 (факс)

Приемная, факс

В Пенсионном фонде определили перспективы развития до 2030 года

10.10.2012

В Пенсионном фонде определили перспективы развития до 2030 года

 Проект стратегии развития пенсионной системы до 2030 года представили журналистам статс-секретарь, заместитель министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов  и председатель правления ПФР Антон  Дроздов. Пресс-конференция прошла в режиме видеосвязи с городами России.

Сейчас проект  проходит стадию общественного обсуждения, до 15 декабря 2012 года должен быть подготовлен окончательный вариант документа. Планируется, что депутаты Государственной думы рассмотрят его будущей весной.

Стратегия предусматривает реализацию в России трехуровневой модели:

1-й уровень - трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования. Формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40%.

2-й уровень - корпоративная пенсия. Формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Это еще до 15% от утраченного заработка;

3-й уровень - частная пенсия. Формируется самим работником. Это может дать еще до 5% утраченного заработка.

 

Стратегия не содержит предложений по повышению общеустановленного пенсионного возраста - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Основные направления реализации Стратегии:

- совершенствование тарифно-бюджетной политики. Ключевой принцип - обязательность уплаты страховых взносов, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий работодателей на приемлемом уровне. Предлагается поэтапное приведение в соответствие с уровнем пенсионных выплат размера страхового взноса для самозанятого населения (индивидуальные преджприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы и др).

Пример: сегодня их платеж в ПФР рассчитывается исходя из одного минимального размера труда и составляет 14,3 тыс руб. в год, тогда как размер страхового взноса наемного работника достигает 112 тыс. в год. При этом пенсии обеих категорий граждан являются соразмерными.

- реформирование института досрочных пенсий. Стратегия предусматривает установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении работников, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.

Пример: В настоящее время финансирование пенсий пенсионерам-досрочникам осуществляется не за счет дополнительных страховых взносов работодателей, а за счет общих доходов бюджета ПФР (т.е. из взносов за всех работающих граждан, в т.ч. и тех, кто на досрочную пенсию не пойдет). При этом, работодатели не заинтересованы в сокращении рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, потому что работники получают льготную пенсию, которая самим работодателям ничего не стоит. Кроме того, право на досрочную  пенсию получают и те граждане, вред здоровью которых за время работы не нанесен, но их профессия включена в Списки № 1 и № 2 (вредных и опасных производств).

К сведению: 75% пенсионеров-«досрочников» (2,4 миллиона человек)продолжают работать после назначения им пенсии.

В Стратегии предлагается экономически стимулировать работодателя к улучшению условий труда работников, а также изменить ситуацию, когда право на получение досрочных пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников и когда издержки по обеспечению прав отдельных граждан на досрочную пенсию, по сути, несут все пенсионеры страны.

Дополнительный тариф страховых взносов для страхователей в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 1, на 2013 год - 4%, на 2014 год - 6%, на 2015 год - 9%,  а в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 2 и в "малые списки", на 2013 год - 2%,  на 2014 год - 4%, на 2015 год - 6%.

При этом для работников, занятых на производствах с особыми условиями труда, сохраняются льготы и компенсации.

С учетом различий в приобретенных правах на досрочную трудовую пенсию предлагается выделить три категории лиц, в отношении которых следует использовать следующие подходы к реформированию досрочных пенсий.

1) Сохраняется право на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования для лиц, имеющих "полный" для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста стаж на соответствующих видах работ (далее - специальный стаж).

2) Лица, имеющие "неполный" специальный стаж и не сформировавшие права на досрочную трудовую пенсию, приобретают право на включение в специальный стаж периодов работы при уплате за них страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере, при этом они сохраняют право на назначение досрочных трудовых пенсий.

Предлагается также на основе положений, зафиксированных в коллективных договорах либо трудовых договорах, создать систему социальных гарантий в части, касающейся добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения для формирования дополнительных пенсионных прав этих работников либо установления им надбавок к заработной плате, либо предоставления иных видов социальных гарантий и компенсаций. При реализации этого подхода работодатели будут освобождаться от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере.

3) В отношении лиц, не имеющих специального стажа, работодатели в рамках процедур социального партнерства могут предоставлять определенные социальные гарантии - право на корпоративную пенсию ("досрочную" и (или) дополнительную) или иные гарантии и компенсации, включая страхование на случай утраты заработка вследствие досрочной потери профессиональной трудоспособности в связи с длительной занятостью работников в условиях с опасными и вредными производственными факторами.

В качестве дополнительной гарантии для работников, занятых на рабочих местах, включенных в Списки, предлагается продлить срок действия Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений.

В условиях перехода на "эффективный контракт" в отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.

- реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы. Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений в России показал ряд проблем накопительной составляющей пенсионной системы, основными из которых являются  снижение пенсионных прав граждан, принудительно включенных в обязательную накопительную систему, по сравнению с правами, формирующимися в распределительной системе и недостаточная финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов и возрастающие по мере увеличения объемов пенсионных накоплений риски, связанные с обеспечением пенсионных выплат;

Пример: при прочих равных условиях расчетный размер трудовой пенсии по старости у гражданина 1966 года рождения (не имеющего пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию) будет на 2 987 руб. (на 13,8) выше, чем у гражданина 1967 года (за которого работодатель отчислял страховые взносы на накопительную часть пенсии по ОПС).

Для восстановления пенсионных прав застрахованных лиц и снижения рисков накопительной составляющей пенсионной системы в среднесрочной перспективе Стратегия предлагает рассмотреть вопрос:

· об оптимизации до 2% тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы и направлении 4% в солидарную часть пенсии;

· о предоставлении в последующем застрахованным лицам права самостоятельного выбора в отношении 2% тарифа страховых взносов: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или формировать свои пенсионные права в рамках накопительной системы;

· о поэтапном переводе накопительной составляющей из системы обязательного пенсионного страхования в систему добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения;

· о стимулировании работников к уплате дополнительных страховых взносов из их заработной платы в накопительную составляющую с учетом уровня их дохода и возраста.

При этом все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в установленном порядке, а накопленные средства не изымаются.

- развитие системы корпоративного пенсионного обеспечения. Для реализации корпоративных пенсионных систем Стратегией предусматривается установление требований по стандартизации финансовых пенсионных продуктов, контролю и надзору за ними, а также налоговых льгот для финансирования пенсионных выплат. Корпоративное пенсионное обеспечение будет осуществляться на основании договора о корпоративной пенсионной программе (пенсионном продукте).

Такая система обеспечит большую защищенность пенсионных прав работника, гарантию доходности накоплений и контроль со стороны государства.

Главное основание для назначения досрочной пенсии в рамках корпоративных пенсионных систем – оценка рабочих мест по условиям труда.

- совершенствование системы формирования пенсионных прав. Основным принципом совершенствования системы формирования пенсионных прав является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера, то есть размер пенсии будет зависеть от участия граждан в распределительной составляющей пенсионной системы и стажа работы.

В рамках новой системы должен обеспечиваться коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате.

При этом для среднего класса будут созданы условия для достижения приемлемого уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.

Предлагается на переходный период производить расчет трудовой пенсии исходя из нормативного стажа. В долгосрочной перспективе с учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности трудового стажа до уровня, обеспечивающего сбалансированность прав и обязательств (в современных демографических параметрах при 40 годах нормативного стажа уплаты страховых взносов).

В целях стимулирования более продолжительной трудовой деятельности для граждан, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, предусмотреть ее установление в более высоком размере за счет введения льготного порядка перерасчета пенсионных прав.

В долгосрочной перспективе с учетом роста заработной платы и сохранения способности граждан к трудовой деятельности  будет создан механизм по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам исходя из уровня оплаты труда.

Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа, а также выделить ряд мер, осуществляемых на постоянной основе и (или), при необходимости, с учетом анализа развития экономической ситуации. 

Первый этап - 2013-15 гг., второй этап - 2016-20 гг., третий - до 2030 года. Календарные сроки в увязке с предлагаемыми изменениями  представлены в Стратегии.

Текст Стратегии опубликован на сайте Минтруда России (www.rosmintrud.ru).

По информации, предоставленной Ачинским отделением Пенсионного фонда РФ